Зачем нужна логистика
На современном рынке масса предложений разного рода мелких перевозчиков и крупных транспортных компаний. Все они стремятся привлечь как можно больше потребителей. Делают это разными способами: максимально разнообразят услуги, предоставляют постоянным клиентам какие-то бонусы и пр.. Основные направления работы транспортных компаний таковы:
- грузовое такси;
- квартирные/офисные переезды;
- крупногабаритные грузоперевозки;
- экспедирование;
- аренда транспорта;
- логистика.
Первые 5 пунктов особых вопросов у потребителей услуг обычно не вызывают. Всем понятно, что собой представляют грузоперевозки и квартирные переезды. Даже такое понятие, как «экспедирование», не вызывает затруднений, хоть и вошло в обиход не так уж давно.
О логистике же большинство обращающихся к транспортникам граждан имеют очень смутное представление. Предлагаем пролить свет на эту важную тему. Тем более, что многим клиентам могут понадобиться именно логистические услуги.
Что такое логистика
Логистика, как понятие и область деятельности, сформировалась в 70-ые годы XX века. На постсоветском пространстве — приблизительно в 90-е. Последний факт связан с внедрением рыночной экономики и необходимости оптимизации затрат на транспортные услуги. Как раз этим и занимается логистика.
Транспортная логистика — наука, область теоретических исследований и практического применения комплекса знаний, которые помогают максимально целесообразно и экономически выгодно организовать доставку грузов из одной точки в другую. Логистика имеет место не только в сфере грузоперевозок, но и в других областях деятельности: информационной, финансовой и пр.
Для чего она необходима
Главная цель логистики заключается в такой организации деятельности, при которой уровень сервиса станет максимальным. Эта наука помогает находить наиболее короткие и безопасные пути доставки продукта для экономии времени и ресурсов. Благодаря логистике производственный процесс доводится до автоматизма, а процент издержек стремится к минимуму. В идеале — к нулю.
В зависимости от сферы применения различают логистику:
- транспортную;
- коммерческую;
- промышленную;
- складскую;
- распределительную;
- маркетинговую;
- информационную и пр.
Каждый вид обладает своими уникальными особенностями. При этом они имеют много общего, поскольку ко всем сферам экономической деятельности применимы одни и те же законы.
Транспортная логистика — одна из основных сфер деятельности именно транспортных компаний (хотя имеет место и на других предприятиях). Задача логистики в этом случае — оптимизация транспортных услуг, снижение рисков и улучшение показателей, ведущих к получению максимальной прибыли.
Оптимизация транспортных услуг включает целый комплекс разнообразных мероприятий. Специалисты по логистике грузоперевозок решают такие вопросы, как:
- выбор нескольких маршрутов доставки груза (один — основной, остальные — запасные на случай непредвиденных обстоятельств);
- поиск возможностей снижения транспортных затрат до уровня допустимого минимума;
- полное планирование грузоперевозки от упаковки до момента выдачи заказчику;
- подбор транспорта и экспедиторов;
- выполнение консолидации — объединения нескольких грузов — при необходимости;
- заключение договоров;
- подготовка документов для таможенного контроля (если это международные перевозки);
- обеспечение правильного складского хранения;
- контроль перемещения и сохранности груза.
С заказчиком оговариваются сроки отправки/доставки и другие нюансы перемещения груза. Логисты также страхуют груз, решают вопросы его охраны, найма грузчиков и многое другое.
Роль логистики в России
Транспортная логистика — важнейшая отрасль, обеспечивающая сохранность и перемещение груза от производителя (или отправителя) к конечному потребителю (получателю). Она объединяет и гармонизирует все процессы, которые в целом и дают такую услугу, как транспортная перевозка. Логистика — это дирижер, руководящий целым оркестром.
В России из-за ее огромной территориальной протяженности транспортная логистика имеет, чуть ли не стратегическое значение. Здесь производитель может находиться за тысячи километров от покупателя. Вот с чем приходится иметь дело транспортным компаниям:
- 4 000 ж/д станций;
- 87 000 км ж/д дорог;
- 43 морских порта;
- 2 000 речных причалов;
- 540 000 км автодорог;
- 800 000 км воздушных трасс;
- 756 аэропортов.
Такая обширная и многообразная транспортная система налагает на логистов определенную ответственность. В то же время она позволяет варьировать виды транспорта и по-разному планировать грузоперевозки. Справиться с подобным объемом информации без логистики ни одна транспортная компания не сможет.
Эта наука позволяет сделать сервис максимально качественным, а расходы и время доставки грузов — минимальными. Благодаря логистике работа компании проходит оперативно и слаженно. Клиент получает свой груз в сохранности точно в оговоренные сроки.